HOME  

К вопросу о монетизации лежания на диване

 

Для многих людей лежание на диване или на мебели подобного назначения насущно необходимо. Это в первую очередь люди, которые значительную часть рабочего времени проводят на ногах: воспитатели, почтальоны, продавцы, преподаватели, некоторые менеджеры и охранники. В лежании или сидении на диване нуждаются люди с некоторыми заболеваниями или физическими недостатками. С другой стороны, финансовый кризис, которому обещают скорый конец, не очень торопится передать эстафету бурному экономическому росту. В связи со сказанным, актуальным становится вопрос монетизации процесса вынужденного нахождения сидячего или лежачего положения, чему посвящена настоящая статья.

Мы живем в замечательное время быстроизменяющихся технологий. Технологии меняются настолько быстро, что большинство людей не успевают их осмысливать и разумно использовать. Планшеты и Интернет тому примеры. Интернет дает возможность богатеть, а планшет дает возможность богатеть на диване. В качестве примера можно привести торговлю на бирже, или уже упоминавшийся обмен канцелярской скрепки на двухэтажный домик.

Но в этих, и многих других бизнес-операциях Интернет и компьютеры просто заменили другие средства коммуникации. На бирже можно было играть и по телефону, а обменные операции вести через газетные объявления. Конечно количественные характеристики Интернет такие, как охват аудитории, возможность передачи аудио и визуальной информации, стоимость использования фантастически изменились, что привело и к качественным изменениям. Но сущность бизнеса, с его проблемами и подводными камнями изменилась не так значительно, как хотелось. Но вот что Интернет кардинально изменил, так это возможности личного роста.

Под возможностями личного роста большинство людей (из числа тех, с кем имеет смысл разговаривать на эту тему) подразумевают университетское образование. Но вот что странно - мало кому приходит в голову, что университетское образование служит интересам преподавателей и сотрудников, а к реальному образованию имеет такое же отношение, как БАДы к медицине. И это вовсе не секрет. Более ста лет назад Elbert Hubbard (трагически погибший на Лузитании, о которой еще Маяковский писал), сочинил следующий парафраз популярной английской пословицы о лошади и воде.

You can lead a boy to college, but you cannot make him think.

Вы можете привести парня в колледж, но вы не можете заставить его думать.

Кстати, в предыдущей статье приводилось следующее высказывание Хаббарда.

Every man should have a college education in order to show him how little the thing is really worth.

Каждый человек должен иметь высшее образование, чтобы знать, как мало это образование стоит в действительности.

Честно, говоря, для того, чтобы узнать о малой полезности университетского образования, нет необходимости тратить годы жизни в университетских аудиториях, достаточно посмотреть незатейливый фильм Ларри Краун (Larry Crowne) с Томом Хэнксом и Джулией Робертс (Tom Hanks and Julia Roberts).

Малая полезность университетского образования – это отдельные темы, которые заслуживают дифференцированного подхода. Одно дело – медицина, другое дело – биология, третье дело – машиностроение и так далее. В каждой отрасли человеческой деятельности свои проблемы и огульно свалить все проблемы в одну кучу негоже. Но один, вполне типичный пример все же стоит привести.

Поступает умная и красивая девушка на престижный (в то время) радиофак. Старательно учится всяким премудростям, в том числе расчету всяких там радаров, различных авиационных датчиков, зубрит недоступную для понимания теорию автоматического регулирования и так далее и тому подобное. А после получения диплома ее направляют на очень важный оборонный завод и поручают очень важное оборонное дело – делать чертежи пучков проводов для очень важных самолетов. Тот, кто видел пучки автомобильных проводов, поймет какая это занудная требующая неотступного внимания и интеллектуального напряжения, работа. И поскольку девушка умная и старательная, хорошо делающая свою работу, то руководство сделает все возможное, чтобы она этой работой занималась десятилетия, а лучше – всю оставшуюся жизнь.

Приведенный пример показывает, что университетский диплом не всегда является пропуском в кабину социального лифта. Иногда диплом превращается в экономическую цепь на государственной галере или на галере, принадлежащей крупной корпорации.

Упрощенно говоря, университетский курс – это набор разномастных котов в мешке, которые съедают значительную часть человеческой жизни и немало денег даже при бесплатном образовании. Хотя некоторые коты могут оказаться впоследствии полезными, но вместе они не гарантируют ничего, кроме диплома.

Но до появления Интернета, коты, то есть знания, продавались только в типовых наборах. Поэтому студенты-заочники, хотя и имели возможность учиться на своем диване (если таковой был), наряду с интересующими предметами вынуждены были учить мало кому нужные предметы типа научного коммунизма, истории партии, теоретической механики, теории машин и механизмов. Альтернативные способы получения знаний через самостоятельное изучение книг были затруднены.

Но сейчас в Интернете выложено в свободном доступе невообразимое количество книг и технических материалов в виде стандартов, технических руководств и так далее. Также и есть многочисленные бесплатные или недорогие онлайн-курсы. Достаточно упомянуть сайт coursera.org.

Итак, слегка перефразируя В.И.Ленина, можно сказать, что Интернет предоставляет всем возможность обогатить «свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество». Осталось только два пустяковых вопроса. Чем обогащать? Как обогащать? Другими словами: что и как учить, чтобы обогатить себя не только в интеллектуальном, но и финансовом смысле?

Как и что учить на диване – это тема даже не для статьи, а для книги. Здесь только отметим, что вопрос КАК? важнее вопроса ЧТО?. Дело в том, что ни школа, ни университет на самом деле почти ничему не учат. Они только внушают выпускникам, что чему-то научили. Находясь под этим внушением, выпускники попадают в жизнь, где в борьбе за тот или иной уровень существования приобретают либо квалификацию, либо репутацию. За счет этого и живут до пенсии.

Чрезвычайно непродуктивный способ обучения в традиционных учебных заведениях создает хорошие предпосылки для создания капитала при помощи учебы на Интернет-диване. В частности, учеба на диване потенциально способна обеспечить быструю и эффективную переквалификацию. Например, оператор банка может захотеть переквалифицироваться в программиста того же банка. Веб-программист может задуматься о карьере дизайнера по рекламе. Разумеется, выполнив ключевые шаги в выбранном направлении, имеет смысл озаботиться о каком-либо дипломе, который можно либо откровенно купить, либо пройти курс с меньшими временными затратами, на принципиально другом уровне. Нечто похожее некоторые способные люди делали в СССР – вместо второго высшего образования писали кандидатскую диссертацию по новой специальности, что допускалось правилами.